Защита прав детей – святая обязанность взрослых

С момента вступления в должность Уполномоченного по правам ребёнка в Республике Казахстан (это случилось 18 июля 2019 года) одним из основных направлений деятельности Аружан Саин на этом посту является работа с обращениями граждан и общественных организаций по фактам нарушения прав детей…

Институт Уполномоченного по правам ребёнка в Республике Казахстан, осуществляющего свою деятельность на общественных началах, был учреждён президентским указом №192 от 10 февраля 2016 года в целях «совершенствования национальной системы защиты прав ребёнка в Республике Казахстан, подтверждая приверженность государства-участника к выполнению Конвенции ООН о правах ребёнка, поддерживая усилия мирового сообщества по формированию среды, комфортной и доброжелательной для жизни детей».

Здесь же устанавливалось, что обязанностями детского омбудсмена являются обеспечение гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их нарушенных прав и свобод во взаимодействии с государственными (особо отметим Комитет по охране прав детей Министерства образования и науки) и общественными институтами.

За три года деятельности Аружан Саин на посту Уполномоченного по правам ребёнка в Республике Казахстан проделана огромная работа по обеспечению законных прав и интересов детей (см. отчёты о деятельности УПР за 2019-2021 годы), но ещё больше предстоит сделать. В частности, это касается такой злободневной и жизненно важной темы, как работа с обращениями граждан и общественных организаций по фактам нарушения прав детей.

За период с 18 июля 2019 года по 17 августа 2022 года включительно на имя детского омбудсмена поступило 1137 официальных обращений (246 – только за 2022 год): 1058 из них рассмотрены (направлены запросы в уполномоченные органы, по итогам рассмотрения жалоб граждане были удовлетворены), 79 находятся в производстве.

По-прежнему больше всего обращений относится к уголовному судопроизводству, но с 2021 года наблюдается стабильный рост числа обращений, связанных с судебными делами и вопросами опеки и попечительства.

К сожалению, не прекращаются обращения, связанные с сексуальным насилием против детей. По некоторым из них информация не подтвердилась, многие дела переданы в суд, по другим обращениям проводится досудебное расследование и продолжается работа с уполномоченными органами.

Если сгруппировать по тематикам полученные обращения (правовая помощь, образование, жильё и жилищные вопросы, лекарственное обеспечение, нарушения прав детей, алименты, медицинское обслуживание, спорт и многие другие) и те, что поднимаются гражданами в СМИ и социальных сетях, можно увидеть, в чём корни этих правонарушений и определить шаги для системных изменений:

  • Уголовное судопроизводство – 129 обращений (120 рассмотрено + 9 в работе);
  • Судебные дела – 108 (105+3);
  • Опека о попечительство – 94 (88+6);
  • Образование – 89 (80+9);
  • Сексуальное насилие – 65 (62+3);
  • Алименты и установление отцовства – 64 (63+1);
  • Нарушение прав и безопасность детей – 61 (57+4);
  • Жильё и жилищные вопросы – 60 (57+3);
  • Определение места жительства детей после развода родителей – 55 (50+5);
  • Консультации – 54;
  • Лекарственное обеспечение – 51 (42+9);
  • Правовая помощь – 50 (47+3);
  • Медицинское обслуживание – 39 (38+1);
  • Социальная и иная помощь – 34;
  • Спорт – 32 (30+2);
  • Жалобы на сотрудников государственных органов – 20 (14+6);
  • АСП и другие пособия – 19;
  • Инвалидизация детей (получение, снятие) – 18 (17+1);
  • Получение и оформление документов – 16 (15+1);
  • Содействие в местонахождении детей – 11 (8+3);
  • Предложения о внесении изменений в законодательство – 10;
  • Бездействие и нарушение ЧСИ – 9;
  • Кредиты – 8 (7+1);
  • Строительство детских площадок – 7;
  • Буллинг (травля) – 4;
  • Бытовое насилие – 3;
  • Лечение – 3;
  • Хищение средств – 2;
  • Неисполнение судебных актов – 2;
  • Разное – 23 (17+6).

Важно отметить, что с 1 июля 2021 года вступил в силу новый Административный процедурно-процессуальный кодекс Республики Казахстан (далее – АППК), в пункте 1 Статьи 64 которого чётко обозначено: «Обращение, поданное в порядке, установленном настоящим Кодексом, подлежит обязательному приёму, регистрации, учёту и рассмотрению. Отказ в приёме обращения запрещается».

В соответствии с новым порядком работы с обращениями граждан и юридических лиц, по каждому (!) обращению обязательно возбуждается «административная процедура». Её ход, контроль за ней и оформление результатов подробно изложены в АППК. Так что, пишите – и обязательно подписывайтесь!

Рубрики: Новости