Не потерять бы АртСпорт окончательно…

Реформу по внедрению подушевого финансирования занятия детей в спортивных секциях и творческих кружках через государственный спортивный и творческий заказ, стартовавшую в мае 2021 года и получившую неофициальное название АртСпорт (по онлайн-платформе artsport.kz, она же – artsport.edu.kz), не без оснований считают главным достижением нашего государства за 30 лет его существования.

За короткий срок полмиллиона талантливых мальчишек и девчонок получили возможность заниматься любимыми видами спорта и творчества за счёт государства. И их могло бы быть гораздо больше (в планах на конец 2022 года стояло 2 млн из 4,5 млн детей в возрасте от 5 до 18 лет), если бы не яростное сопротивление чиновников на всех уровнях. Которые «на паях» с приближёнными к ним «бизнесменами» годами «пилили» государственные деньги на профессиональном спорте и той-бизнесе. Понятно, что программа ArtSport им костью в горле встала. И они делают теперь всё возможное, чтобы развалить реформу либо поставить её под свой контроль, создав вместо единой платформы artsport.kz кучу локальных.

Так что сейчас вопрос ставится как «Быть или не быть реформе?». Потому что последние нововведения Министерства культуры и спорта могут привести к тому, что реформа государственного масштаба превратится в уже привычный механизм местечкового освоения государственных денег безо всякого контроля из центра. Что имеется в виду?

Об онлайн-платформе artsport.kz 

Как известно, онлайн-платформа ArtSport разработана и поддерживается ТОО «SoftDeCo». Компания эта обладает огромным опытом в создании информационных систем самого высокого уровня сложности, включая и государственные. Все эти наработки и легли в основу портала ArtSport, объединившего поставщиков услуг, родителей, чьи дети занимаются в секциях и кружках, и операторов госзаказа – акиматы областей и городов республиканского значения(в чью обязанность входит размещать здесь госзаказы, квалифицировать поставщиков, принимать и проверять отчёты), также на портале формируется очередность детей на зачисление в секции и кружки.

Соответственно, под разные роли и задачи были разработаны три разных интерфейса, каждый – с соответствующим функционалом и уровнями доступа: 1) кабинет родителя ребёнка (детей), 2) кабинет тренера и 3) кабинет поставщика услуг. Свой кабинет разработан также для оператора госзаказа (управления культуры и спорта акиматов).

Для удобства пользования разработаны и выложены на сайт «Инструкция поставщику (Как пользоваться личным кабинетом поставщика)» и «Инструкция родителю (Как добавить ребенка и выбрать секцию)».

Отношения между разработчиком и пользователями регулируются в соответствии с законодательством РК, а также такими документами, как «Политика конфиденциальности (Политика конфиденциальности и условия платформы)» и «Пользовательское соглашение (Правила и соглашения использования платформы»).

Поддержка пользователей осуществляется посредством обращений в Службу технической поддержки по телефону +7 (727) 258-88-55, и на э/почту support@artsport.kz, а также через Telegram-канал https://t.me/artsportedukz.

Очень важно, что портал предоставляет в публичный доступ основную статистику по ходу реформы – см. https://artsport.kz/ru/sdcstat.

Отдельно нужно упомянуть про требование об интеграции платформы с крупнейшими информационными системами РК. На сегодняшний день осуществлена интерграция с Национальной образовательной базой данных (НОБД) МОН РК (подтверждается Актом об успешном тестировании и вводе в эксплуатацию инфомационного взаимодействия от 24.08.2022 г.), с Государственной базой данных физических лиц (ГБД ФЛ) МЮ РК (Акт от 26.09.2022 г.), с компонентом «База мобильных граждан» (БМГ) ИС «Мобильное правительство» (Акты от 26.09.2022 г.и 27.09.2022 г.) МЦРИАП РК. Также заключено Соглашение об использовании интеграционных сервисоввладельцами негосударственных информационных системдля оказания государственных услуг с Комитетом по информационнойбезопасности МЦРИАП РК. В ближайшее время ожидается прохождение сертификации со стороны АО «Государственная техническая служба», обеспечивающего информационную безопасностьвсей инфокоммуникационной инфраструктуры и интернет-пространства РК.

В этой связи важно решение Специализированного межрайонного экономического суда г. Алматы №7527-22-00-2/3876 от 25 июля 2022 года, в котором в рамках рассмотрения дела по иску ГУ «Управление культуры Акмолинской области» к ТОО «SoftDeCo» засвидетельствовано, что обязательства со стороны Поставщика исполнены, услуги соответствуют технической спецификации, так как согласно заключению специалиста платформа подушевого нормативного финансирования государственного спортивного и творческого заказов artsport.edu.kz обладала всеми интеграционными механизмами и возможностями обработки данных как в прямом, так и централизованном интеграционном взаимодействии, имела и имеет компоненты обработки XML-данных, позволяет при помощи встроенного модуля для работы с интеграционными шлюзами отслеживать аварийные ситуации в случае сбоев на стороне систем государственных органов для продолжения работы без остановки Платформы. И вывод: в удовлетворении иска ГУ «Управление культуры Акмолинской области» к ТОО «SoftDeCo» о признании того недобросовестным участником государственных закупок – отказать.

Интересный факт: 16 июня 2022 года генеральный директор ТОО «SoftDeCo» Сергей Алабугин направил письма с предложением рассмотреть возможность приёма платформы Artsport.kz в государственную собственность на безвозмездной основе сразу двум министрам – Даурену Абаеву (Министерство культуры и спорта) и Багдату Мусину (Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности). И что? В МКС, понимая, насколько тяжёлым бременем ляжет на государство сопровождение и поддержка такого проекта, а, может, и потому, что такая прозрачная и независимая ИС чиновникам ни к чему,«молча отказались» от такого предложения. А отказ МЦРИАП, скорее всего, связан с тем, что цифровое министерство не сможет рассчитывать на бюджет культуры и спорта.

В то же время МКС поддержал децентрализацию и идею создания и использования регионами своих онлайн-платформ сторонних разработчиков. Что может привести к тому, что программа ArtSport из реформы государственного масштаба превратится в уже привычный механизм местечкового освоения государственных денег безо всякого контроля из центра и без централизованной статистики.

Об изменениях в НПА

Отдельного рассмотрения заслуживают изменения, внесённые в НПА с подачи МКС, которое пытается выдать их за улучшающие программу ArtSport. Смотрим…

1. Оптимизация количества ваучеров на ребёнка с 2 до 1

Прежнее количество ваучеров на одного ребёнка – 2 – исходило из соображений обеспечения занятости детей в течение всей недели (например, понедельник, среда, пятница – одна секция/один кружок, вторник, четверг, суббота – другая/другой). Ограничение по количеству до 1 лишает детей возможности гармоничного развития, а государство – выполнения одной из основных задач программы: воспитания здоровых физически, культурно и творчески развитых личностей, а также снижения уровня подростковой преступности, буллинга и суицидов, вовлечения детей в употребление наркотиков и алкоголя.

При этом права детей, занимающихся по программе ArtSport, грубо нарушаются. Ведь нет, к примеру, никаких ограничений для детей, посещающих три раза в неделю спортивную секцию в государственной ДЮСШ и ещё три раза в неделю кружок рисования во Дворце школьников или Доме творчества. Получается, что это ограничение (1 ваучер) касается только программы ArtSport! И вместо того, чтобы интегрировать воедино процессы доп образования, спортивных/творческих школ и ArtSport, чиновники вводят ограничения, мешающие решению государственной задачи.

2. Оптимизация списка видов спорта с 71 до 64 и творческих кружков с 59 до 50

И в этом случаенарушаются права детей, занимающихся в спортивных секциях и творческих кружках, не вошедших в списки кружков и секций, утверждённых МКС. Ведь законодательство чётко определяет право ребёнка заниматься тем или иным видом спорта или творчества и, при этом, получать государственную поддержку.

Осенью 2021 года была создана рабочая группа, которая досконально разбиралась в этом вопросе. В МКС и в адрес Уполномоченного по правам ребёнка поступали заявления от спортивных федераций и представителей творческих кружков с просьбой включить в программу ArtSport тот или иной вид спорта или творчества. В течение 6 месяцев по несколько раз в неделю рабочая группа обсуждала эти вопросы и выработала рекомендации для МКС.

Более того, в апреле 2022 года на сайте Электронного правительства egov.kz был опубликован проект приказа министра культуры и спорта, предусматривавший, в частности, увеличение более чем на 50 видов спорта и творчества, которые могли принять участие в программеArtSport. К сожалению, МКС, без каких-либо разъяснений, без согласования с членами рабочей группы, без согласования с НПП «Атамекен» приняло и утвердило приказ, предусматривающий не увеличение, а снижение количества видов спорта и творчества. Таким образом, в действующем приказе отсутствуют фехтование, стрельба из лука, гандбол, гребля, водное поло, все виды стрельбы, велосипедный и конный спорт, хоккей с мячом и т.д.

В настоящее время опять создана рабочая группа, в которую, увы, не включили ни детского омбудсмена Аружан Саин, ни разработчиков программы ArtSport, ни представителей двух ассоциаций поставщиков услуг. Так что какие и в чью пользу изменения примут члены рабочей группы, предсказать нетрудно…

3. Минимальный возраст для начала тренировок у детей

Один из самых острых вопросов программы: в принятых в апреле 2021 года НПА были указаны минимальные возраста для начала занятий спортом, – и этот раздел сразу подвергся критике со стороны, поставщиков, тренеров и родителей.

Та же рабочая группа, которая работала с сентября 2021-го по апрель 2022 года, заслушав мнения тренеров, специалистов физической культуры и спорта, представителей Минздрава выработала рекомендации по этому вопросу, которые были включены в проект приказа министра культуры и спорта. Но в мае 2022 года те же, кто представляли МКС в рабочей комиссии и разрабатывали рекомендации для внесения изменений, сделали разворот на 180 градусов и заявили, что в новых НПА будут опираться на приказ министра культуры и спорта №42 от 20 октября 2014 года, хотя даже само название этого приказа – «Об утверждении возраста спортсменов по видам спорта в физкультурно-спортивных организациях, в которых осуществляется учебно-тренировочный процесс по подготовке спортивного резерва и спортсменов высокого класса» – говорит о том, что он не имеет никакого отношения к массовому спорту вообще и к программе подушевого финансирования государственного спортивного заказа в частности.

Целью программы является привлечение детей к занятиям массовой физической культурой и массовым спортом, а не подготовка чемпионов и разрядников, что, в принципе, и невозможно при тренировках три раза в неделю по 1-1,5 часа. К сожалению, представители МКС делают вид, что этого не понимают и заявляют, что, в первую очередь, они заботятся о здоровье детей. При этом их нисколько не интересует, с какого возраста идёт набор в частные спортивные секции: сейчас в интернете можно встретить объявления о наборе детей на «футбол по голландской системе» с 3,5 лет или каратэ с 5 лет! Если специалисты МКС действительно так заботятся о здоровье детей, они должны на основе своих же решений требовать отмены занятий физкультурой в 1-4-х классах (дети 6-9 лет), так как базовыми видами спорта в начальной школе являются лёгкая атлетика и игровые виды, а МКС рекомендует начинать заниматься ими с 9-12 лет. Дело доходит до смешного: в Казахстане есть чемпионка мира по шахматам среди детей до 7 лет, которую торжественно поздравили в МКС, но, согласно приказу МКС, в семь лет она должна была только начать заниматься!

В настоящее время рабочая группа готовит уже 4-й вариант предложений по возрастам для начала занятий спортом. Но и в нём полно несуразиц, например, кёрлинг – с 4 лет, гольф – с 5 лет, тогда как футбол – с 8 лет, лёгкая атлетика – с 9 лет и т. д.

4. Усовершенствование требований к помещениям для занятий спортом и творчеством

Ужесточение требований к помещениям (по санитарно-эпидемиологическому заключению, соответствие на противопожарную безопасность, оснащение камерой видеонаблюдения с возможностью сохранения видеоархива, требования к материальному техническому оснащению) также приведёт к оттоку детей из программы ArtSport, но не к закрытию частных спортивных секций.

МКС было абсолютно безразлично, как работали частные спортивные секции и творческие кружки до начала программы. Но МКС безразлично и то, будут ли работать они сейчас, – после того, как им откажут в регистрации в программе государственного спортивного заказа, из-за того, что частники не смогут соблюсти все условия, которые выдвигает МКС. В первую очередь, это коснётся сельских районов, где в маленьких посёлках и аулах нет канализации, водопровода, а в некоторых случаях и вода – привозная. Понятно, что эти кружки и секции либо продолжат работать в нарушение НПА, собирая деньги с родителей, либо закроются, лишив детей возможности реализовываться в спорте и творчестве.

И вообще, на фоне 30-летнего уничтожения спортивной и культурной инфраструктуры по всей стране, массовой передачи объектов в частные руки под видом приватизации и т.д., такая «забота» в виде требований к поставщикам услуг выглядит циничной насмешкой.

5. О праве детей заниматься спортом и творчеством в любом регионе Казахстана, независимо от регистрации

В последнее время появились заявления местных исполнительных органов о том, что ими обнаружено, что в их регионе (например, в Алматы) спортивные секции и творческие кружки посещают дети, зарегистрированные в других регионах.

Во-первых, ни один НПА этого не запрещает.

Во-вторых, в стране существует внутренняя миграция. Родители детей приезжают в города, живут и работают в них, платят налоги. А их дети, зарегистрированные по месту рождения или основного места жительства, посещают в этих городах общеобразовательные школы, кстати, тоже работающие по схожей программе подушевого финансирования начального и среднего образования. И ни у кого этот факт не вызывает вопросов.  Регистрация детей по временному месту жительства необходима по достижении ребёнком 14 лет.

В Павлодаре пошли ещё дальше. Там как незаконный восприняли тот факт, что в областном центре проходили обучение и тренировались дети, живущие в пригороде и близлежащих населённых пунктах. Руководство заявляет, что занятия должны проходить в пределах пресловутой «шаговой доступности». Это желательно, конечно, но для этого необходимо, чтобы само государство выполняло свои обязательства, чтобы в каждом микрорайоне, посёлке, ауле, селе был свой бассейн, свои спортивные площадки, свои дома творчества. А если этого нет, и родители готовы возить своегоребёнка за 50 км, чтобы он имел возможность заниматься у хорошего тренера или педагога – это дело самих родителей. И не дело государственных органов препятствовать этому.

Деньги у государства есть

Зато именно дело государства – обеспечивать своевременную выплату денег поставщикам услуг за выполненную и закрытую актами и всеми необходимыми документами работу. Ведь поставщикам приходится выплачивать заработную плату, оплачивать аренду, электричество и воду, нести другие расходы, – и делать это вовремя и в полной мере, во избежание штрафов.

А как показывает практика, задержки с выплатой в 2-3, а то и более месяцев, стала уже чуть ли не нормой во многих регионах. Особенно грешили этим власти трёх городов республиканского значения – Астаны, Алматы и Шымкента, Карагандинской и Восточно-Казахстанской областей, а также областей Абай, Жетiсу и Ұлытау. Печальный рекорд принадлежит здесь Туркестанской области, где задолженность тянулась 8 месяцев – с апреля по ноябрь 2022 года. В Шымкенте отказывались оплачивать летние месяцы – июнь и июль, и оплатили лишь после того, как вмешалась прокуратура.

А власти Астаны, Алматы, ВКО и Алматинской области и вовсе дезинформировали общественность, рассылая поставщикам письма и говоря в СМИ о полной приостановке реформы!

Когда акиматы и министры жалуются на нехватку финансирования, мы не устаём повторять: деньги у государства есть. Нужно только грамотно планировать их выделение и чётко контролировать их целевое расходование.

Приложение 1

Отзыв председателя ОЮЛ «Казахстанская ассоциация информационной безопасности» Виктора Владимировича Покусова:

Стараюсь не оценивать работу своих коллег, но, как глава Казахстанской ассоциации информационной безопасности, считаю своим долгом прокомментировать обвинения в адрес разработчиков онлайн-платформы ArtSport (интернет-ресурс artsport.kz, artsport.edu.kz), касающиеся именно информационной безопасности.

Многие СМИ растиражировали со ссылкой на КВГА МФ РК информацию о том, что (цитирую по первоисточнику) «разработанная информационная программа «Artsport» (на сайте https://artsport.edu.kz/) не отвечает требованиям законодательства РК в сфере информационной безопасности, более того, сама платформа «Artsport» (на сайте https://artsport.edu.kz/) и алгоритм взаимодействия в информационной системе между оператором, поставщиком и законными представителями ребенка не отвечают требованиям утвержденных Правил» (имеются в виду Правила размещения государственного творческого заказа в творческих кружков для детей и юношества и их функционирования от 28 апреля 2021 года №122).

Я не знаю, кто именно проводил такую экспертизу, по крайней мере, к нам в Ассоциацию с такой просьбой не обращались. Но могу сказать, что утверждения эти кажутся мне надуманными – в стремлении всеми силами загубить начатое хорошее дело. Очень надеюсь на то, что всё разрешится, и Сергей Алабугин и компания «SoftDeCo» продолжат развивать программу ArtSport на благо всем детям Казахстана.

Было бы хорошо, если бы государство подумало про детей с ограниченными возможностями и помогло программе ArtSport в части цифровой трансформации спортивного и творческого заказа. Да и в целом – расширить и улучшить программу.

Приложение 2

Отзыв президента ОЮЛ «Интернет Ассоциация Казахстана» Шавката Умаровича Сабирова:

К сожалению, в сфере цифровизации Казахстана не так много проектов, которыми можно по-настоящему гордиться. И среди них выделяется artsport.kz на базе новой концепции финансирования детского спорта и творчества.

Созданная без участия государственного финансирования онлайн-платформа artsport.kz уже предоставила сотням тысяч казахстанских детей возможность заниматься в спортивных секциях и творческих кружках. Цифровизация – упрямая вещь, которая демонстрирует реальные данные вовлечения детей в кружки и секции на основе подушевого финансирования государственного спортивного и творческого заказов. Причём родителям, чьи дети реально занимаются любимыми видами спорта и творчества благодаря интернет-порталу artsport.kz, ничего даже рассказывать не надо, сами объяснят и покажут предмет гордости всей страны.

Два существенных момента, на которых хочется остановиться отдельно.

Первый – это необходимость тщательной работы и борьбы с фактами фальсифицирования детских групп. Зная наших мошенников, нужно иметь набор инструментов и средств защиты от них. И в этом нет ничего удивительного, ведь только представьте себе, сколько чиновников одномоментно были избавлены от возможности незаконного обогащения «благодаря» цифровизации! Но теперь нашим правоохранительным органам предоставлена отличная возможность выявлять такие факты мошенничества и привлекать к ответственности бестолковых мошенников. Бестолковых потому, что надо быть полным идиотом, чтобы пытаться создать фиктивные группы реальных детей на цифровой платформе. J

Второй момент – противостояние с желающими прекратить работу интернет-портала в связи с его успешной работой и достигнутыми результатами. К сожалению, наша отличительная особенность – это постоянная борьба с успешными проектами. И борьбу эту возглавляют чиновники и представители бизнеса, которые раньше зарабатывали на соответствующем государственном финансировании. Чиновникам не нравится, что пропал бюджет, который можно тратить направо-налево без чёткого надзора и отчётности по реально достигнутым показателям. А бизнесмены переживают из-за того, что кто-то оказался успешней и сумел реализовать проект, масштабируемый на всю страну.

Примечательно, что все обнаруженные правонарушения относятся к операторам спортивного и творческого госзаказа, т. е. к местным исполнительным органам. Что же до замечаний непосредственно к интернет-платформе, то они касаются вопросов информационной безопасности и алгоритма взаимодействия между операторами (областные, районные и городские акиматы), поставщиками услуг (тренеры и преподаватели) и законными представителями ребёнка (родители). Требования законодательства в сфере информационной безопасности именно сейчас проходят процедуру их полного пересмотра, поскольку нельзя «ставить на одну полку» требования к информационным системам банка второго уровня, оператора связи и системам, аналогичным artsport.kz. А пока к любому цифровому проекту и информационной системе можно найти массу замечаний, лишь бы самому ничего не делать.

Нам нужно развивать и активно внедрять проекты, аналогичные artsport.kz, которые привлекают к массовым занятиям сотни тысяч детей в спортивных и творческих кружках и сводят к нулю факты хищения государственных средств в этой уже набившей оскомину сфере.