Деньги на реформу АртСпорт есть! Нужно только правильно планировать бюджеты и чётко контролировать расходы

Дорогие казахстанцы, уважаемые Алихан Смаилов, Ералы Тугжанов, Даурен Абаев и все ответственные, неравнодушные, заинтересованные лица – родители детей, поставщики услуг секций и кружков! Прежде, чем принимать решения, которые фактически сделают невозможной реализацию реформы по финансированию детских секций и кружков, прочтите этот текст до конца.

            Внутри нашего госбюджета огромное количество денег тратится неэффективно, бесконтрольно и с коррупционными рисками. Нужно навести порядок, и грамотно планировать наши с вами налоги, распределять по приоритетам реальных нужд граждан, особенно детей. Нужно добиться настоящей подотчетности чиновников людям, и работы депутатов маслихатов в интересах выбравшего их народа.

            Уверена, граждане найдут огромное количество «статей расходов» в бюджетах, которые бесполезны – для того, чтобы перенаправить эти деньги на то, что нужно детям, на обеспечение их прав!

            Разве может быть эффективным использование денег, если бюджет был спланирован на основании ложной информации, недостоверных данных, предоставляемых разными госорганами!  Это не только подрывает основы государства, так как права граждан не соблюдаются, но и «спланированные» таким образом бюджеты просто уходят в «чёрную дыру», не принося никакой пользы Народу Казахстана! Это подтверждает и следующее:

«Недавно Председатель Счетного комитета Наталья Годунова раскритиковала планирование государственного бюджета. По ее словам, в течение года средств не хватает «по непонятным причинам». Бюджет планируется таким образом, что в течение года по непонятным причинам не хватает средств на текущие расходы. Это нонсенс, особенно учитывая, что есть бюджет развития – 8 процентов, или 1,2 триллиона тенге. Мы же не планируем капитальный ремонт квартиры, если нам не хватает на оплату коммунальных услуг», – отметила она». 

            То же самое можно сказать о детях – вместо того, чтобы четко понять приоритет и направлять деньги на детей, хотя бы те же секции и кружки, мы финансируем то, что имеет намного меньше важности и необходимости.

            Тезис «в бюджете нет денег» создает недостоверная информация, сокрытие информации (особенно по бюджетам), взятые с потолка цифры, порой откровенная ложь, и отсутствие планирования как такового. В данном документе приводятся обоснования и доказательства на примере реформы АртСпорт, на основе поиска и сбора информации в открытых источниках, запросов в госорганы.

            Необходимо остановить любые решения относительно реформы по секциям и кружкам, и прежде добиться реальной информации, данных, провести анализ и сделать выводы.

До этого момента продолжать работать по действующим НПА.

            Попытки на уровне правительства остановить реформу, предпринимаемые сейчас по инициативе акиматов, путём изменения условии госзаказа, снижения тарифов в два раза, ограничения детей одной секцией или кружком, сокращения количества видов спорта и искусств, изменения НПА – направлены только на то, чтобы сохранить свои старые методы работы, распределять бесконтрольно государственные бюджеты на свое усмотрение, сохранить свои кормушки.

            По сниженным вдвое тарифам предприниматели не смогут организовать работу – платить аренду помещений, коммунальные, зарплаты, налоги и т.д. Тем более все постоянно дорожает! И почему молчит НПП «Атамекен»? По таким тарифам бизнес не сможет работать, никто не будет участвовать в госзаказе, кружки и секции снова станут привилегией тех немногих детей, чьи родители в состоянии их оплачивать.

Два года назад мы проводили опрос по стоимости кружков и секций среди родителей всего Казахстана, уже тогда их стоимость была выше, чем тарифы, утверждённые в программе АртСпорт! Данные, наряду с расчётами тарифов, были представлены, обоснованы МКС в Министерство финансов, НПА и тарифы в них были утверждены всеми госорганами! Где эти процедуры с предложением МКС по снижению тарифов в 2 раза? Есть согласование с НПП «Атамекен»? Каким образом чиновники хотят это решение принять и узаконить?

— А как соотнести это с предложением повысить требования к условиям занятий детей? Да за такие деньги секции и кружки не смогут соблюдать по качеству помещений, услуг! Если в стране 30 лет разбазаривали инфраструктуру спорта и культуры, не строили ФОКи, Дома творчества в нужном количестве – где дети будут заниматься? Везде по Казахстану, но особенно в аулах, в небольших населенных пунктах?

— Одна секция и кружок на ребёнка – делает бессмысленным суть программы. Дети должны быть постоянно заняты полезным делом: в ПН-СР-ПТ – один кружок или секция, ВТ-ЧТ-СБ – другой.

— Оптимизировать и сократить виды спорта и творчества – это значит исключить огромное количество тренеров и педагогов из программы, или сократить те, что направлены на наших деток с ограниченными возможностями? Почему сократить? Чтобы искусственно снизить количество поставщиков госзаказа?

Где обоснование таких решений, кроме тезиса «Нет денег в бюджете»? Деньги есть – надо их разумно планировать и тратить на то, что реально нужно Народу.

Например, мое письмо Главе Государства, в котором речь идет об интеграции допобразования МОН в Арт-Спорт, как раз и решает эту проблему, так как объединив эти бюджеты, будет достигнута цель намного проще — игнорируется. Необходимо провести аудит финансирования всей системы культуры и спорта, вы увидите сколько там возможностей для оптимизации. Вместо поисков реальных системный решений нам снова предлагаются неправильные, сиюминутные, убивающие на корню суть реформ, которые нужны ДЕТЯМ!

            Главная наша проблема – в исполнении законов, неукоснительном соблюдении прав граждан, и, в первую очередь, детей, и в том, что чиновники по многим направлениям просто озвучивают, отправляют в центральные госорганы, АП недостоверную информацию, ничем и никем не подтвержденную, в том числе и цифры – статистические данные.

            Эту информацию никто не проверяет, никто должным образом не анализирует, и в итоге, у Власти нет никакого представления о реальном положении в стране. Я доказываю это на протяжении трех лет в разных сферах, так как мандат УПР дает хоть какую-то возможность получать и видеть эти данные. Но даже УПР достать правдивую информацию затруднительно. Однако, ситуация, в целом, не меняется, в том числе и потому, что за предоставление ложной информации никто не несет никакой ответственности.

            Очень важный момент, что саботируются поручения Президента по цифровизации и все усилия МЦРИАП в данном направлении «сводятся на ноль». Чиновничеству не выгодно иметь прозрачный учет граждан, положенных им государственных услуг, которыми они должны обеспечиваться, а главное – бюджеты, которые на эти цели выделяются! Это касается всех сфер, но крайне негативно это влияет на граждан в части здравоохранения, образования, социальной сфере, сфере культуры и спорта.

            Годами сложившаяся практика бездумного планирования, бесконтрольного расходования бюджета страны привела наш Казахстан в самое плачевное состояние! А денег хватило бы на все! Если ими грамотно распоряжаться.

            На примере инициированной К.-Ж.К.Токаевым реформы по подушевому финансированию детских секций и кружков я хочу показать, как чиновники, осознанно манипулируя информацией и цифрами, саботируют не только политику Президента, но главное – повсеместно и с особым цинизмом нарушают права детей Казахстана.

Все регионы, намеренно или по халатности — пусть разбираются уполномоченные органы, запланировали недостаточные бюджеты на государственный детский творческий и спортивный заказы. Они по-прежнему финансируют абсолютно непрозрачную область профессионального спорта (команды, сборы, мероприятия) а там минимум 59 млрд тенге, они по-прежнему финансируют сомнительные мероприятия и траты в части культуры и многое другое. И это не отвечает нуждам граждан. Но они стараются сохранить и свои кормушки, к которым они привыкли, и отчаянно сопротивляются изменениям, продвигаемым Главой Государства. В том числе, они разрушают все попытки создания прозрачных систем расходования денег налогоплательщиков.

А главное – полностью отсутствует не то что грамотное, а вообще понятие планирования.

1. Планирование бюджетов – катастрофа в государственном масштабе. На примере этой реформы мы достоверно убеждаемся, что планирования просто нет. Несмотря на то, что я неоднократно запрашивала у МКС и всех регионов обоснования бюджетов по культуре и спорту, в том числе и по государственному госзаказу на детские секции и кружки, этих сведений предоставлено не было. Однако я приведу конкретный пример по реформе, относительно планирования на 2022 год. Подробно смотрите в приложении 1, но, если коротко: каждый регион знает, какое количество у них проживает детей, и количество тех, кто попадает под действие госзаказа (если не знали, то мной лично им направлялась информация). Каждый регион знал, сколько ваучеров выдано детям на конец 2021 года, сколько уже занимается в секциях и кружках, более того, они видели в системе общее количество и каждого ребенка. Они обязаны были при планировании руководствоваться тем, что уже есть точное количество активированных ваучеров, которые будут продолжать заниматься, а значит уже знали, какая сумма будет нужна, и обязаны были заложить дополнительную потребность для выдачи новых ваучеров. Это не сделал ни один регион! Исключение составляют 7 управлений культуры и спорта, которые заложили немного больше потребностей 2021 года. Однако не контролируя выдачу ваучеров, они тоже допустили превышение бюджетов.

В итоге, они подают эти цифры в Правительство, и в АП, где тоже никто не пытается проверить элементарно хотя бы часть этой информации, хотя бы те данные которые «написали» регионы, и своевременно влиять на то, чтобы не создавалось такое огромное количество проблем!

Представляемая МКС, Правительству информация даже при простом пересчете показывает, что планирование бюджета было провалено:

«в системе культуры и спорта государственным спортивным и творческим заказом охвачено 496,5 тысяч детей в 14,5 тысячах кружках и секциях (10%).

Справочно:

В спортивных секциях бесплатно занимаются 249 611 детей, выделенная сумма – 17,5 млрд тенге, в творческих кружках занимаются 246 849 детей, выделенная сумма – 15,1 млрд. тенге, общая сумма – 32,6 млрд. тенге.

Из 4,5 млн детей около 3 млн обеспечены досугом, из них: дополнительное образование – 2,4 млн, спортивный заказ – 249,6 тыс., творческий заказ – 246,8 тыс.»

Про допобразование будет разбор отдельно, если бы был такой большой охват, то не было бы такой реакции граждан в поддержку реформы АртСпорт.

А если проверять (просто пересчитать) эти цифры культуры и спорта, то абсолютно не совпадает количество детей и суммы с тарифами, утвержденными в НПА:

Выделенных средств на уже занимающихся детей в три (!) раза меньше чем необходимо! Не говоря уже о детях, кто также хочет и имеет права на секции и кружки, однако уже не могут их получить.

В приложении к документу №2 на стр.11 – аналитика бюджетов спорта и культуры регионов. При этом, данные мы вынуждены самостоятельно изыскивать по решениям маслихатов, вносимым операторами госзаказа на платформу, и неполным ответам МКС. Общий бюджет, предоставленный регионами МКС на спорт 210 млрд., и на культуру 82,4 млрд. тенге, вряд ли соответствует реальности. Только беглый анализ, представленной нам информации, показывает, что представлен далеко не весь объем затрат акиматов. Кто это проверяет? У кого можно взять точную информацию по запланированным бюджетам, и по их реальному освоению? Через уточнения бюджетов через маслихаты вносятся увеличения на самые разные статьи. Кто контролирует эти процессы? А полные, прозрачные отчеты хотя бы за предыдущие периоды акиматами не публикуются нигде. Нет информации в целом, структурированном, понятном виде. И тем более нет обоснований.

            Никто не объясняет, почему на детские госзаказы выделены необъяснимо мизерные суммы. Почему до сих пор финансируется то, что не является приоритетом, а порой просто излишне? При этом, родителей упрекают в том, что из-за секций и кружков не будет в домах тепла и света, общественного транспорта – хотя эти коммунальные платежи и проезд граждане оплачивают все сами!

И еще. Учитывая бюджеты, выделяемые на разные программы, такие как:

— Минобразования более 30 тыс. учителей физической культуры – проводят по 3 кружка в неделю и получают доплату к БДО, 2021-2023 годы регионам выделены дополнительные средства в размере 21 млрд тенге в регионы дополнительные средства.

— Согласно пункту 140 Дорожной карты партии «Amanat» в сельских местностях введена должность инструкторов по спорту в количестве 3064 единиц. Содержание этого количества инструкторов в сельских местностях обходится государству в 2,5 млрд. тенге.

— охват детей дополнительным образованием на 1 января 2022 г. составляет 60,5% (2 461 775 детей), в том числе: в городе – 43,8% (1 502 951), на селе – 26,7% (958 824) (без указания бюджетов)

Почему народ реально почувствовал эффект только от реформы подушевого финансирования АртСпорт? Почему такой спрос, если такие деньги уходят на эти цели, и такие огромные цифры охвата детей? Откуда жалобы, что раньше таких возможностей у детей не было, и даже в спортшколах приходится платить?

Где прозрачный механизм, информация и отчеты по этим затратам? Насколько они эффективны, и вообще работают ли?

Требуется провести аналитическую работу, проверить эти средства и распределить так, чтобы люди видели реальные результаты и пользовались эффективно каждой тенге бюджета!

2. Местные органы исполнительной власти тиражируют не подтвержденную ничем информацию о том, что деньги госзаказа (секции, кружки) массово расхищаются. Для подобных утверждений, они обязаны представлять конкретные факты, исследования и аналитику, которая докажет это утверждение вообще, в части «массово» тоже. До сих пор нет ни одного реально заведенного уголовного дела по таким фактам, нет решений судов, не то что исследований. Работу по выявлению таких нарушений проводить необходимо, это должны осуществлять уполномоченные на то правоохранительные органы, и только на основании результатов, чиновники имеют право и должны озвучивать такую информацию. Более того, был запрос в Антикор от СМИ, по поводу расследований и возбуждения дел. Антикор ответил, что подобных расследований и возбуждения дел не было.

При этом, ответственность за преступления и нарушения, в том числе хищения, должен нести только тот, кто их совершил. Но ни в коем случае не должны отвечать добросовестные поставщики услуг, и тем более не дети! Дети, которые пострадали больше всего от этой войны объявленной чиновничеством реформе. Поэтому, помимо предоставления неподтвержденной на данный момент, и пока ложной информации ничего нет, чиновники нарушают действующее законодательство.

И еще – покажите сферу, где вы полностью исключили «мертвые души»? Они есть и в тех же спортшколах, и в садиках, приписки есть в здравоохранении и т.д. Более того, есть расхождения вообще в количестве детей и взрослых в разных системах. Но в этой реформе – механизм с учетом интеграции в мобильную базу данных создается минимальный риск подобного.

Никто же не останавливает, и не сокращает финансирование тех-же спортшкол, учреждений здравоохранения, образования, проф. команд, различных строительств, когда там выявляются и доказываются хищения. 

3. МКС в течение 7 месяцев проводил многочисленные совещания с акиматами, поставщиками госзаказа по изменениям и дополнениям в НПА. Новые Правила размещения государственного спортивного и творческого заказа уже прошли согласование со всеми госорганами, НПП «Атамекен», и неизвестно вступили в силу или нет, но теперь МКС заявляет, что НПА «сырые» и снова «требуют доработки». Тогда чем занималось ведомство на протяжении семи месяцев, и зачем они обманывали всех, и тайно, без общественного обсуждения разработали свои «изменения», а сейчас хотят закреплять их привычным способом – непрозрачно, поставить граждан перед фактом? Это просто дискредитирует работу самого министерства и государственной системы.

4. Местные органы исполнительной власти утверждают и передают в Центральные Госорганы информацию о том, что проблема с превышением выделенных на госзаказ по секциям и кружкам, бюджетам создалась потому, что они не могут влиять на распределение ваучеров в платформе artsport.kz. И якобы платформа виновата, что бюджеты превышены. Это – ложь! Так как у операторов гос. заказа (управления культуры и управления спорта), у каждого региона есть свои кабинеты, через которые они осуществляют свои функции. В том числе, и внесение бюджетов государственного заказа регионов, на основании которых система просчитывает стоимость занятий каждого ребенка на текущий финансовый год. При этом, каждый оператор видит всю информацию по количеству выданных ваучеров, в полном объеме – общее количество вообще, и по каждому ребенку, в какие секции кружки они поступают. Оператор заведомо знал, на какое количество ваучеров рассчитан его бюджет и мог самостоятельно, нажатием одной кнопки, остановить выдачу ваучеров. Однако, практически сразу они стали этим негативно пользоваться – открывать и закрывать выдачу ваучеров по своему желанию, например, по сговору с определенными поставщиками! После выявления таких фактов, МКС и разработчик платформы приняли решение о том, чтобы эту функцию перевести на официальные документы, путем писем разработчику об открытии или закрытии выдачи ваучеров. Все операторы об этом были извещены, и ряд регионов исправно исполнял.

Тем не менее, ряд регионов допустили превышение количества ваучеров над выделенными бюджетами, не направили своевременно (либо совсем) письма, а некоторые, более того – с наступлением нового финансового 2022 года, даже не внесли свои бюджеты в свои кабинеты операторов госзаказа! Тем самым, сами сознательно, либо по халатности, допустили выдачу ваучеров превышающем выделенные бюджеты. А теперь операторы врут, что виноват кто угодно, только не они сами. Но именно операторы госзаказа допустили такое распределение ваучеров, которое сегодня они не могут оплатить из утвержденных ими же бюджетов.

            Пользуясь тем, что вошло в привычку у чиновников давать неверную, не подтвержденную информацию, не проверять самим то, что они передают руководству страны, сегодня эта сложившаяся государственная система срывает все нужные народу реформы, поручения и цели Президента, вызывая крайнее раздражение граждан и создавая социальное напряжение.

Так что необходимо сделать?

— Требуется, исключить любые попытки изменить принятые НПА, правила и тарифы госзаказа до того, как будет проведена работа по анализу финансовых потоков культуры, спорта, допобразования.

— Провести проверку всех предоставленных местными органами властей и МКС данных и цифр, информации, а также полный анализ, исследования бюджетов на примере данной детской реформы. Привлечь к ответственности каждого чиновника, за неправильное планирование бюджетов, а также предоставившего ложную информацию, и особо строго озвучивавших публично неподтверждённую информацию чиновников.

— Считать и планировать деньги. Интегрировать доп-образование в АртСпорт МКС, и это значительно расширит возможности грамотного распределения бюджетов. Необходимо то, недостижимое пока межведомственное взаимодействие, которого у нас в стране нет.

— Требуется до выяснения всей достоверности информации, данных, цифр в том числе планирования и освоения бюджетов регионов, выделить дополнительные деньги для осуществления развития подушевого финансирования детского творческого и спортивного заказов.

— Рассмотреть и принять решение о том, чтобы финансирование детского спортивного и творческого заказов поднять на республиканский уровень.

— Требуется формирование системы жесточайшего контроля за распределением бюджетов, которые прежде чем выноситься на утверждения маслихатов должны быть полностью открыто и прозрачно обсуждены с НАРОДОМ! По каждому направлению жизнедеятельности граждан Казахстана есть бенефициары – граждане, получающие гарантированные им государством права. Особенно в части направлений, которые касаются каждого – детей, казахстанцы проявляют большую активность и будут исполнять свой гражданский долг, помогая правильно распределить деньги!

Резюмируя – внутри нашего госбюджета огромное количество денег тратится неэффективно, неконтролируемо, и с коррупционными рисками. Нужно навести порядок, и грамотно планировать наши с вами налоги, распределять по приоритетам реальных нужд граждан, особенно детей. Нужно добиться настоящей подотчетности чиновников людям, и работы депутатов маслихатов в этой части в интересах выбравшего их народа.

Уверена, граждане найдут огромное количество «статей расходов» в бюджетах, которые бесполезны, и нужно перенаправить на то что нужно детям, на обеспечение прав детей! 

С уважением, Аружан Саин.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Рубрики: Новости