2022 год – Год детей в РК

Две реформы в Год детей – по бесплатному школьному питанию и льготной школьной форме

В своём новогоднем обращении к казахстанцам глава государства Касым-Жомарт Токаев объявил 2022 год Годом детей: «Особое внимание нужно уделить детям. Их благополучие – надёжная гарантия успешного будущего нашего государства. Поэтому считаю, что следующий год следует объявить Годом детей. Речь идет не о лозунгах и праздничных мероприятиях, но прежде всего, о конкретных мерах со стороны властных органов в области здравоохранения, образования, социального обеспечения с целью защиты детства. Гармоничное развитие и счастливое детство подрастающего поколения – это наша общенациональная задача».

Логичным продолжением этих слов стал указ Президента РК от 19 января 2022 года №780 «Об объявлении Года детей», в соответствии с которым вышло постановление Правительства РК от 20 марта 2022 года №148 «Об утверждении Плана мероприятии по проведению Года детей».

К огромному сожалению, в этот план не вошли предложения детского омбудсмена Аружан Саин о бесплатном школьном питании и льготной школьной форме, которые, при условии их реализации, послужат изменению в лучшую сторону отношения людей к государству.

Ведь что важно для родителей? – Чтобы их дети всегда были здоровы, сыты, одеты и обуты, имели доступ к хорошему образованию и медицине, могли заниматься спортом и творчеством, чтобы был достаточно высоким их уровень жизни и безопасности.

Но что мы видим? – Низкий уровень доходов многих родителей не позволяет им покупать продукты в достаточном количестве и высоком качестве, обеспечивая детям через питание все элементы, необходимые для развития здорового организма, роста, обеспечения умственных процессов и т. д. (особенно в многодетных семьях). Но даже если родители не имеют финансовых проблем, они кормят детей чем попало, и дети воспринимают такое питание как должное. Налицо отсутствие в обществе культуры правильного и здорового питания. И здесь может помочь реформа «Всем школьникам бесплатное питание!».

Для того, чтобы воплотить эту реформу в жизнь, нужны немалые бюджетные средства и большая работа – государства, бизнеса, общества. Но планируемый эффект от реформы стоит всех затрат и трудов. Главное – нужно создать чётко функционирующий и прозрачный механизм.

Лишь объединившись, мы можем найти самые правильные решения. Приглашаем к общественному обсуждению всех, особенно профессионалов в отрасли производства и переработки сельскохозяйственной продукции и в сфере общественного питания. Свои предложения и контакты присылайте на почту food@bala-ombudsman.kz.

Всем школьникам – бесплатное питание

В мире этот вопрос уже давно стоит на повестке дня, и именно через школьное питание (см. https://wfp.org/school-meals) государства решают важнейшую задачу, содержащуюся в Целях в области устойчивого развития (ЦУР)  ООН и реализуемую Всемирной продовольственной программой в системе ООН (ВПП ООН, WFP): создание т. н. «человеческого капитала» (human capital) – совокупность здоровья, знаний, умений, навыков, опыта и привычек населения, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом. Составной частью этой цели является программа обогащения продуктов питания – и для детей, и для взрослых.

ВПП ООН работает в более чем 100 странах над созданием устойчивых национальных программ по обеспечению учеников школьным питанием с финансированием их за счёт государственного бюджета. Что это даёт?

Для экономики:

  • Возврат в экономику страны до $9 на каждый доллар, вложенный в школьное питание (по данным ВПП ООН);
  • Создание порядка 2 000 прямых рабочих мест на 100 000 учеников;
  • Поддержка МСБ (малых и средних сельхозпроизводителей) на местах.

Для здоровья:

  • Регулярное здоровое питание за счёт сбалансированного рациона;
  • Вытеснение нездорового питания (газированные напитки, фастфуд);
  • Снижение заболеваемостей у детей (анемия).

Для образования:

  • Повышение посещаемости занятий;
  • Повышение познавательных способностей и успеваемости учеников;
  • Повышение доли учеников, окончивших школу.

Для исправления имеющейся в Казахстане ситуации необходимо создать все условия, чтобы дети хотя бы 1 раз в день питались вкусной и качественной пищей. Ведь нормальное функционирование головного мозга и организма в целом зависит в основном от количества и качества употребляемой пищи.

Реформа «Всем школьникам – бесплатное питание» обеспечит каждому школьнику полноценное питание, которое покроет повышенные потребности его организма в белках, жирах, углеводах, витаминах и энергии.

Обеспечение рационального питания школьника – одно из ведущих условий его правильного гармоничного развития. Школьный период, охватывающий возраст от 6 до 17 лет, характеризуется интенсивными процессами роста, увеличением костного скелета и мышц, сложной перестройкой обмена веществ, деятельности эндокринной системы, головного мозга. Эти процессы связаны с окончательным созреванием и формирование человека. Происходит значительное умственное напряжение учащихся в связи с ростом потока информации, усложнения школьных программ, сочетания основных занятий с дополнительными.

В результате реформы, помимо достижения главнейших целей – здоровья детей, их успеваемости и т. д. вне зависимости от социального статуса и доходов семей, мы получим огромную поддержку общества, выстроенную новую систему, но и более того, достигнем ещё одной не менее важной цели: через реформу школьного питания мы можем поднять сразу две огромные отрасли – производство и переработку сельскохозяйственной продукции и общественное питание, которые будут обеспечивать наших детей качественными продуктами и готовой едой. В Великобритании, кстати, инициатором подобной реформы несколько лет назад было именно министерство сельского хозяйства.

В наших условиях многомиллиардные субсидии в аграрную сферу не дают никакого эффекта, более того – разворовываются. У сельхозпроизводителей отсутствует понимание планового, цивилизованного, подхода. Они сбывают продукцию столь же хаотично, как и выращивают, имеют множество других проблем. Но, точно понимая количество детей и чем необходимо их кормить, можно обеспечить фермерам сбыт продуктов питания в необходимом количестве и с приемлемым качеством. А это приведёт к тому, что наше сельское хозяйство будет вынуждено работать по чётким правилам, улучшат свою работу каждый отдельный фермер и отрасль в целом. Т. о., вокруг школьного питания выстроится прозрачная, максимально честная система, что разовьет всю отрасль, создаст рабочие места, даст налоги и улучшит экономический климат и состояние Казахстана.

Есть план как эту реформу реализовать, чтобы создать механизм, защищённый от воровства и коррупции; чтобы питание было единым для всей страны, с учётом особенностей по стоимости финансирования для каждого региона, с современным меню и т. д. Реформу нужно проводить так же открыто и прозрачно, как реформу по спортивным секциям и творческим кружкам, – когда, начиная с изменений в законодательстве и создания каждого НПА, во все процессы было активно вовлечено гражданское общество.

Бесплатное горячее питание для всех школьников Казахстана – это не сказка. Это реформа, которая решит многие социальные вопросы. И которую нужно начать реализовывать прямо сейчас. Как это уже работает на примере реформы по подушевому финансированию государством занятий детей спортом и творчеством ARTSPORT.KZ.

Всем школьникам – школьную форму бесплатно либо по льготной цене

Всё применимое к школьному питанию имеет значение и здесь.

Несложно посчитать, как много времени посещающий школу ребёнок проводит в школьной форме, как правило, некачественной. Почему? В смете затрат на подготовку детей к школе самая существенная статья – это покупка формы, а если детей в семье несколько, то это очень здорово бьёт по карману родителей. Отсюда их естественное желание сэкономить на качестве…

Предлагается продумать механизм по производству у нас в стране школьной формы из натуральных тканей (х/б, шерсть и т. д.) и провести реформу по обеспечению всех детей школьного возраста современной, удобной, «дышащей» одеждой высокого качества.

В случае со школьной формой может работать вариант сооплаты, например, родители платят за комплект (2 низа, 3 верха, пиджак) 5000-6000 тенге. Но это в любом случае значительно дешевле, чем покупать весь комплект!

Кроме того, что эта реформа положительно отразится на жизни всех детей и будет поддержана всеми гражданами, она также разовьёт отрасль лёгкой промышленности (хлопчатобумажные и швейные производства), создаст рабочие места, поднимет налоговые поступления и т. д.

Альтернативный вариант – отмена школьной формы. Но здесь встанет вопрос возможного неравенства, буллинга и т. д.

Поэтому, учитывая тот факт, что в большинстве развитых стран мира школьная форма всё же используется, предлагается в короткие сроки провести исследование по этой теме – и принять решение. Детский омбудсмен – ЗА школьную форму.